- 1
В третий день Гайдаровского форума состоялась дискуссия о роли образования в обществе, человеке будущего и влиянии культуры на экономическую и политическую жизнь страны. В дискуссии приняли участие режиссер Константин Богомолов и управляющий акционер компании Rambler&Co Александр Мамут. Мы публикуем фрагменты их выступлений.
Константин Богомолов
театральный режиссер
Для меня культура – это храм индивидуальности. Наше общество очень регламентировано разными всякими законами, и существует бесконечное количество ограничений, которые накладываются на человека, как только он рождается и начинает жить. Конечно же, это ограничения личностной свободы, свободы самовыражения. Но все мы разные, это абсолютно так, и это важнейшая вещь. Как и человек, и внимание и интерес к человеку – важнейшая вещь цивилизации. Культура, может быть, единственная сфера, где на человека как на индивидуальность, каким бы странным, иным, другим, непонятным он ни был, не накладывается никаких ограничений. Более того, культура – это сфера творчества, и творчество требует от человека проявиться таким, каким он пришел в мир, каким он себя чувствует, мыслит. Это безопасная сфера абсолютно свободного проявления индивидуальности, и таким образом культура воспитывает уважение к индивидуальности, к человеку. А это прямым образом начинает быть связанным с экономикой, с политикой. Вообще воспитание в молодом, юном существе интереса к чужой личности, к странности и необычности этой личности создает и воспитывает в обществе уважение к чужой собственности, к чужому высказыванию в области политики, в конечном счете уважение друг к другу. Вот это для меня культура. Поэтому мне очень важно, чтобы государственная политика направлялась именно на это – на поощрение творческих способностей, творческого развития и, конечно же, на поощрение уважения к чужому творчеству, самовыражению человека.
Меня напугала инициатива министерства культуры – не знаю, насколько это фейк, – обсудить вопрос о возможности выдачи или невыдачи прокатного удостоверения кинокартинам, которые будут оцениваться как нарушающие национальные интересы России. Здесь мы заходим в какую-то дикую сферу. Поэтому мне кажется, что государство как раз не должно использовать культуру как прикладной инструмент; ни в коем случае не должно быть того, что вот мы такие ценности навязываем обществу или другие – это очень опасная вещь. Главная ценность – это человек, его проявления, и это для меня очень важно.
Если мы не способны гордиться замечательной картиной, которая получает европейские и американские награды, если мы в первую очередь думаем о том, хорошо нас как страну изобразили в этой картине или плохо, тогда мы должны отказаться от существенной части наследия русской культуры, которая всегда была вполне критична по отношению к своей стране. Все-таки мы гордимся в первую очередь, мне кажется, русскими писателя, русскими композиторами, русскими режиссерами, русским кино, которое вообще всегда было одним из величайших в мировой киноиндустрии. Мы должны гордиться этим, а не тем, насколько художники правильно что-то изобразили. Художники существуют не для того, чтобы красиво изобразить русскую березку, русское поле и русское озеро – это абсурд. Если мы считаем, что задача русского художника – красиво изображать русские пейзажи, тогда до свидания. Задача русского художника – создавать великие произведения, которые бывают очень разные, очень сложные, очень критичные, но мне кажется, именно в этой ситуации, приезжая на запад, нам говорят: «А! Вы соотечественники вот такого человека? Потрясающе! Здорово!» Достоевский тоже, наверное, если перечитать, страшно изобразил нашу страну. Вот и все.
Александр Мамут
управляющий акционер компании Rambler&Co
Я считаю, что культура, если подходить к определению более широко, нежели просто как к эстетическому, к искусству, это совокупность смыслов, которые определяют существование цивилизации. И существование русской цивилизации определяется объемом смыслов, которые составляют русскую культуру. В этом контексте она значительно шире, чем культура эстетическая, особенно в своих высших достижениях. Мне кажется, задача культуры как пространства смыслов сегодняшней цивилизации – это прежде всего способствовать раскрытию потенциалу личности. Нет более важной задачи, стоящей сейчас перед страной.
Мы много говорим, пишем и читаем в разных дискуссиях о том, что мы ищем какие-то определения национальной идеи, главной повестки, повестки будущего, доктрин, на которых нужно сконцентрироваться. Мне кажется, что наша повестка в том числе и в области культурной организации должна прежде всего стать человекоцентричной – мы должны поставить человека и раскрытие его способностей во главу углу и сказать, что мы – страна, мы – культура, мы – нация, мы – общество, которое в первую очередь производит людей. Профессиональных, образованных, ярких, конкурентоспособных людей, а не газ, например, или нефть. Мы должны производить людей. Это, может быть, звучит немножко грубо, но я думаю, что вы понимаете, что я имею в виду. Это главная задача. Потому что нет никакого другого решения для все более сложных или кажущимися неразрешимыми проблем, кроме как их решение с помощью людей.
В этом смысле образование – это тот самый процесс, в ходе которого мы можем осуществить нашу культурную модернизацию. В тот момент, когда маленький человек в возрасте 2-3 лет начинает что-то понимать, мы начинаем его готовить полтора-два десятилетия к новой жизни, в которой он должен быть профессиональным, адаптивным, конкурентоспособным. Такие люди дадут ответы на все вопросы и смогут выработать и принять самое точное решение. В этом смысле совокупность модернизированных культурных смыслов должна быть сутью образовательного процесса. У меня нет готового описания последовательности действий, но я знаю, с чего начать. Это – признать, что мы должны производить людей, что это является нашим главным, абсолютным, конечным продуктом существования нашей цивилизации, нашего общества, нашей страны. Если это будет принято, одобрено, акцептовано, согласовано, после этого можно двигаться дальше.
Мы должны сделать так, чтобы это стало ментальной, ценностной, смысловой доминантой общества. Закон или не закон – не так уж важно. Важно, чтобы это было смыслом. Вот родился человек, и его воспитание, образование, придание ему максимальных конкурентоспособных качеств и обучение его этим практикам являются главными задачами этой жизни, а все остальное, в чем я глубоко убежден, вторично. И вопросы, например, взаимодействия родительских комитетов с организацией школ очень важны, а как пройдет та или иная труба – не очень. Все, что связано с образованием – детским садом, программой, учебниками – важно, потому что в результате получаются люди другого качества, способные придумать из головы компанию или бизнес, которая по значимости и стоимости будет превосходить все природные ископаемые.